Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

поленов вас. дм

Гуманитарный словарь

ПОЛЕ́НОВ Вас. Дм. (1844-1927) - живописец. Сын археолога и библиографа, мать - писательница и худож.-любитель. В 1864 поступил на юрид. ф-т Петерб. ун-та. Одноврем. учился у П. П. Чистякова, был вольнослушателем в АХ (1863-71), брал уроки у И. Н. Крамского. Сюжеты первых этюдов и эскизов связаны с имением отца в Олонецкой губ. В 1871 выполнил работу на зол. медаль АХ - "Воскрешение дочери Иаира". В 1872 выехал за границу, в Париже сблизился с И. Е. Репиным, чье творчество оказало заметное влияние на П. В живописной практике ориентировался на зап.-европ. иск-во, вчастности мастеров пленэра. Писал на темы зап.-европ. истории ("Право господина", 1874; "Арест графини д’Этремон", 1875), испытал влияние школы П. Делароша. Создал неск. портретов: портрет сестры, В. Д. Хрущевой (1874). В 1876-78 посетил Сербию и Болгарию, побывал на театре воен. действий в свите наследника (буд. имп. Александра III, до конца жизни дружившего с П.). В 1877 поселился в Москве, занимался пейзажными и жанр. работами ("Московский дворик", 1878-79; "Бабушкин сад", 1879; "Заросший пруд", 1879; "Летнее утро", 1879; "Старая мельница", 1880). В 1878 стал членом Т-ва передвижников, участвовал в выставках. С нач. 80-х гг. значит. роль в творчестве П. стала играть театр. декорация (работы в Мамонтовской опере). Тогда же П. обратился к разработке еванг. сюжетов. В 1881-82 совершил путешествие по Египту, Сирии и Палестине. В этюдах юж. природы точность линейного построения сочетается со свободно разреш. задачами возд. перспективы ("Вифлеем", 1882; "Парфенон", "Бейрут", 1882). Звучащие в картинах цветовые пятна сгармонированы сложными переходами. Чистота палитры позволила избежать декоративности. П. стал одним из первых мастеров этюда в школе рус. живописи. В 80-е гг. перешел к чистому пейзажу, широким панорамам. П. удалось выразить обобщенный образ рус. природы. В 1889 П. приобрел имение близ г. Таруса, что позволило ему серьезно работать над пейзажем. Создал ряд картин на евангельские темы, ист. композиции ("Христос и грешница", 1887; "Среди учителей", 1895). Преподавал в Уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1882-95), руководил кл. натюрморта и пейзажным кл. Среди учеников: И. И. Левитан, А. Е. Архипов, С. А. и К. А. Коровины, А. П. Рябушкин, И. С. Остроухов. Выработал собств. систему преподавания.

Лит.: Вас. Дм. Поленов. Ел. Дм. Поленова: Хроника семьи художников. М., 1964; История рус. иск-ва: В 13 т. / Под общ. ред. И. Э. Грабаря. М., 1965. Т. 9, кн. 2. С. 119-148; Юрова Т. В. В. Д. Поленов: Альбом. М., 1972.

В. Д. Поленов. Московский дворик. 1878-79

В. Д. Поленов. Московский дворик. 1878-79

Полезные сервисы

поленов василий дмитриевич

Энциклопедический словарь

Поле́нов Василий Дмитриевич (1844-1927), живописец, народный художник Республики (1926). Сын Д. В. Поленова, брат Е. Д. Поленовой. Продолжая традиции русского лирического пейзажа, передавал тихую поэзию скромных уголков русский природы, добивался свежести колорита и естественности мотива («Московский дворик», 1878; «Заросший пруд», 1879). Писал также жанровые («Больная», 1886), исторические картины. В композициях на евангельские сюжеты стремился к заострению их современной нравственной проблематики («Христос и грешница», 1886-87). Театральный художник, организатор народного театра. С 1885 заведующий художественно-постановочной частью Московской частной русский оперы С. И. Мамонтова. Автор музыкальных сочинений (опера «Призраки Эллады», 1906; оратория, романсы и др.).

* * *

ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич - ПОЛЕ́НОВ Василий Дмитриевич [20 мая (1 июня) 1844, Петербург - 18 июля 1927, Борок, ныне Поленово Тульской области], русский живописец. Сын Д. В. Поленова (см. ПОЛЕНОВ Дмитрий Васильевич). Передвижник (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ) . Пленэрные пейзажи («Московский дворик», 1878), бытовые («Больная», 1886), исторические картины. В композициях на евангельские сюжеты стремился к заострению их нравственной проблематики («Христос и грешница», 1886-1887). Театральный художник, организатор народного театра. Автор музыкальных сочинений (опера «Призраки Эллады», романсы). В своем творческом пути органично соединил верность традициям реализма 19 века. с чертами символизма и модерна.

Родился в семье археолога и библиографа Д. В. Поленова (см. ПОЛЕНОВ Дмитрий Васильевич). Учился в Академии художеств (1863-71), брал также частные уроки у П. П. Чистякова (см. ЧИСТЯКОВ Павел Петрович)и И. Н. Крамского (см. КРАМСКОЙ Иван Николаевич). Как пенсионер Академии художеств, посетил в 1872-76 Италию, Францию и Германию. Участвовал в качестве добровольца в сербо-черногорско-турецкой войне 1876 и как художник-корреспондент - в русско-турецкой войне 1877-1878. Путешествовал по Ближнему Востоку и Греции (1881-1882, 1899 и 1909), Италии (1883-1884, 1894-1895). Был членом Товарищества передвижных художественных выставок (см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК).

Пленэрная живопись

Ранние картины Поленова (такие, как «Право господина», 1874, Третьяковская галерея) решены в духе салонного романтизма. Но славу ему принесли гораздо более естественные и задушевные образы, где влияние И. Е. Репина (см. РЕПИН Илья Ефимович)и А. П. Боголюбова (см. БОГОЛЮБОВ Алексей Петрович) соединилось с богатым опытом работы на пейзажной натуре. Мастерство пленэрной живописи, отдельные черты импрессионизма сочетаются в этих вещах («Московский дворик», 1878; «Бабушкин сад», 1878; «Заросший пруд», 1879; все - там же) с задумчивой лирикой, созвучной «пейзажу настроения» саврасовско-левитановского толка. С годами Поленов стремится придать своей палитре все большую психологическую выразительность («Больная», 1886, там же); его многочисленные - русские и зарубежные - этюды с натуры полны искренней теплоты чувства.

Но это чувства скорее созерцательные, чем драматически страстные или мистические. Поэтому серия евангельских картин, над которой художник истово работал многие годы («Христос и грешница», 1886-87, Русский музей; «На Тивериадском озере», 1888, «Среди учителей», 1896; обе - в Третьяковской галерее) производит двойственное впечатление. Считая, что от церкви, находящейся в состоянии глубокого упадка, свойство дарить людям «счастье и радость» переходит к искусству («Иначе оно ничего не стоит», - из письма В. М. Васнецову, 1888), Поленов стремится решить нравственную сверхзадачу именно в религиозных образах, - которые, однако, очаровывают отнюдь не своим этическим посланием, а живостью пейзажных и этнографических наблюдений.

Театр и архитектура

Черты модерна, с его стремлением к созданию «сверхпроизведений», синтетически объединяющих разные виды искусства, отчетливей всего проявились в театральных и архитектурных работах Поленова. Он оформлял спектакли в абрамцевском доме и Московской частной русской опере С. И. Мамонтова (опера «Призраки Эллады» на музыку самого художника, 1906 и др.), тесно сближая принципы «живописного театра» с музыкально-драматической фактурой пьесы. С 1910 художник активно содействует самодеятельному театральному творчеству, выступая как руководитель Секции содействия фабричным и заводским театрам (с 1915 - Дом театрального просвещения имени В. Д. Поленова).

Живой интерес мастера к национальной архитектурной старине проявился уже в этюдах, изображающих Теремной дворец и соборы Московского Кремля (1877). Поленов внес большой вклад в русский стиль (см. РУССКИЙ СТИЛЬ)внутри модерна, создав эскизы церквей, построенных в Абрамцеве (в соавторстве с В. М. Васнецовым (см. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович), 1881-82) и Бехове под Тарусой (1906). Историческая стилизация под средневековье, характерная для этих храмов, отступает на задний план перед общей комфортностью и пластической выразительностью планировки и объемов в зданиях собственного дома (1891-92) и мастерской (так называемое «Аббатство», 1904) на Оке.

После Октябрьской революции художник жил в своей усадьбе Борок, как на островке старой Руси, занимаясь живописью и руководя деревенскими театральными кружками. Превратил усадьбу в музей, который в 1939 был передан его родственниками государству. Учениками Поленова (в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где он преподавал в 1882-1895) были И. И. Левитан (см. ЛЕВИТАН Исаак Ильич), К. А. (см. КОРОВИН Константин Алексеевич) и С. А. Коровины (см. КОРОВИН Сергей Алексеевич), А. Е. Архипов (см. АРХИПОВ Абрам Ефимович), А. Я. Головин (см. ГОЛОВИН Александр Яковлевич) .

Большой энциклопедический словарь

ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич (1844-1927) - российский живописец. Сын Д. В. Поленова. Передвижник. Пленэрные пейзажи ("Московский дворик", 1878), бытовые ("Больная", 1886), исторические картины. В композициях на евангельские сюжеты стремился к заострению их современной нравственной проблематики ("Христос и грешница", 1886-87). Театральный художник, организатор народного театра. Автор музыкальных сочинений (опера "Призраки Эллады", романсы и др.).

Полезные сервисы